Проект нового стандарта НОСТРОЙ содержит завышенные требования и может привести к проблемам со страхованием, а также с ВСС и ЦБ?


Национальное объединение строителей представило сообществу проект СТО «Обеспечение саморегулируемой организацией имущественной ответственности деятельности своих членов» (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.). Свой обзор этого важнейшего документа представляет наш добровольный автор из Великого Новгорода.

***

Для СРО, переживших реформу, весь комплекс вопросов, связанный с размещением и управлением компенсационными фондами, фактически сведён к единственному простейшему действию – сдать деньги в один из уполномоченных банков и забыть об их существовании. И теперь на повестке дня оказалась другая важнейшая тема. А именно – обеспечение имущественной ответственности деятельности членов. Очевидно, что для партнёрства здесь речь идёт буквально о вопросах жизни и смерти, ведь единственный недобросовестный член, проваливший крупный контракт, может помножить на ноль все собранные участниками деньги.

Усугубляется проблема ещё и тем, что отработанного механизма, который позволял бы контролировать договорные обязательства членов, до сих пор не существовало в природе. Его предстоит создать на ровном месте, методом проб и ошибок. Причём, каждая такая ошибка обходится очень дорого и для саморегуляторов, и для строителей.

Как тут не сказать спасибо Национальному объединению, которое предлагает свои варианты решения этих непростых вопросов! Тем не менее, пока документ выглядит явно сырым. Очень похоже на то, что . Вместо этого они открыли нормативные документы и переписали оттуда всё, более-менее относящееся к имущественной ответственности. Причём, источников в библиографии перечислено не так уж много – всего шесть, включая Градостроительный и Гражданский кодексы, а также 372-ФЗ и 315-ФЗ. Отсутствие на страницах документа ссылочной системы не позволяет отнести, к какому документу относится то или иное положение. Впрочем, видно, что списывали авторы не отдельные положения, а целые абзацы. И это не всегда идёт СТО на пользу.
Разделы с 1-го по 4-й содержат общие положения и особого интереса не представляют. Раздел 5-й «Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации» полностью позаимствован из статьи 55.16 Градостроительного кодекса. Раздел 6-й «Страхование ответственности членов саморегулируемой организации» списан с типовых правил страхования: они не вполне согласовываются с будущим стандартом, который подготовил Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС) и должен будет утвердить Центробанк.

Иными словами, . Спору нет, для большинства партнёрств такой порядок если не удобен, то вполне терпим. Однако долго так продолжаться не может. Финансовые рынки, включая страховой, контролирует всё же ЦБ, а он в своё время высказался однозначно в этом вопросе.

Далее, документ предусматривает контроль и надзор саморегулируемых организаций над своими членами (на что они не имеют должных полномочий). Например, предусмотрен выезд сотрудников СРО на стройплощадку:

«7.3 В целях обеспечения получения дополнительной информации о наступлении события, которое может повлечь за собой наступление ответственности члена саморегулируемой организации за причинение вреда вследствие недостатков работ, выполненных таким лицом, комиссия саморегулируемой организации, сформированная в соответствии с пунктом 7.1.2 настоящего Стандарта, осуществляет выезд на место, где произошло указанное событие».

При этом подразумевается, что специалисты СРО должны ещё и иметь квалификацию экспертов. На это намекает пункт 7.6: «В случае обнаружения саморегулируемой организацией факта нарушения членом такой саморегулируемой организации требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства саморегулируемая организация обязана уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора…». То есть, мало СРО своих обязанностей, она ещё должна вникать в техрегламенты, проектную документацию, следить за рабочими процессами своих членов и, если что, – не забывать сигнализировать в Ростехнадзор!
Есть в стандарте и интересные рациональные предложения. Например, «7.7 Саморегулируемая организация обеспечивает защиту прав и законных интересов члена саморегулируемой организации, выполнившего работы, недостатки которых могли явиться причиной причинения вреда в соответствии с внутренними документами и СТО НОСТРОЙ». Это пункт, как уже отмечалось, при грамотном применении может сделать саморегулирование интересным для строителей, позволив заручиться поддержкой СРО в некоторых проблемных ситуациях.

Однако на фоне завышенных требований и непродуманных механизмов, позитивные моменты не слишком радуют глаз. Будем ждать реакции саморегулируемого сообщества и, скорее всего, серьёзных корректировок, которые НОСТРОЙ вынужден будет внести в свою разработку.

Проект СТО НОСТРОЙ 5.3-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией имущественной ответственности деятельности своих членов»

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.