Стандарты НОСТРОЙ, обязательные для применения в СРО, помогут навести порядок на рынке, хотя и делают из этих СРО монстров, имеющих избыточные функции


Департамент нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ, директором которого является (на снимке – ред.), разработал проект стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов», главная цель которого – «совершенствование системы стандартизации в области строительства», и предложил профессиональному сообществу принять активное участие в рассмотрении и обсуждении данного документа. Срок рассмотрения установлен с 25 августа по 25 сентября 2017 года (проект стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 прилагается – ред.).

В нашу редакцию пришло письмо с комментарием представителя одной из московских СРО — заместителя руководителя СРО по контролю – относительно содержания этого стандарта. Вот что пишет автор.

***

Проект стандарта «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов» о деятельности СРО является, по сути, хорошим документом, который предполагает тщательную, всеобъемлющую оценку членов СРО со стороны самой этой СРО. Но сразу же следует отметить тот факт, что установленная этим стандартом совокупность требований по сбору информации, документированию и принятию последующих воздействий со стороны СРО в отношении своих членов имеет явный признак избыточности. Стандарт предусматривает, что функционал СРО будет значительно расширен: им придётся взять на себя часть функций налоговых инспекций, органов строительного надзора и даже следственного комитета.

Возьмем, к примеру, только один из разделов этого стандарта по контролю за членами СРО – № 8, который посвящён мониторингу деятельности членов саморегулируемой организации. Возможно, это самый безобидный раздел объёмного стандарта, который в общей сложности насчитывает 126 страниц убористого, содержательного текста. Хотя даже этот раздел имеет 23 страницы, включая обязательное Приложение Н к нему, содержащее форму отчёта о деятельности члена СРО. А сам отчёт о деятельности члена СРО включает в себя целых 8 разделов, где должна быть собрана такая информация:

  • годовая выручка члена СРО;
  • фактический совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключённым в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров;
  • система контроля качества работ и охрана труда; образование, квалификация, стаж работы, повышение квалификации и аттестация специалистов, в том числе специалистов по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров;
  • страховые случаи и выплаты при страховании членом СРО риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда; риска ответственности за нарушение членом СРО условий договора строительного подряда;
  • имущество: здания и (или) сооружения и (или) помещения, строительные машины, транспортные средства, средства контроля и измерений, средства обеспечения промышленной безопасности;
  • участие члена СРО в судебных делах;
  • проверки органов государственного надзора и муниципального контроля, выявленные нарушения, административные наказания.

Отметим также, что мониторинг деятельности членов СРО производится «независимо от проведения проверок их деятельности».

Проект раздела № 8 «Мониторинг деятельности членов саморегулируемой организации» стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 (прилагается – ред.).

Конечно же, количество требований и мер воздействия на своих членов, которые должна применять СРО, чрезмерно велико. Сам стандарт разработан, видимо, из добрых намерений – сделать строительную сферу лучше и чище, обеспечить высокое качество строительных работ и так далее. Но, ещё раз подчеркну это, в значительной степени он дублирует функции налоговой инспекции, строительного контроля, а самое главное – призван обеспечить сбор сведений, которые, на первый взгляд, никому особенно и не нужны.

Каждая строительная организация будет вынуждена составлять подробные, гигантские отчёты о деятельности на всех её объектах, сведения обо всем её штате, а не только о 2-х специалистах, входящих в НРС, обо всех проверках, которые она где-либо проходила, обо всех договорах, которые заключила, обо всех штрафах и судебных исках и так далее. То есть объём информации, который необходимо будет теперь собирать, значительно превосходит потребности СРО, а также её возможности, в случае выявления каких-то недочетов, воздействовать на провинившуюся организацию. И главное – всё это в десятки раз превосходит требования Градостроительного Кодекса, установленные применительно к членам СРО.

С учётом того, что авторами стандарта предлагается собирать информацию в отношении каждого члена СРО, затем анализировать её, составлять табличные формы, схемы, графики, после чего проводить обобщенный анализ по всем членам – это похоже на частичную передачу СРО функций Министерства строительства по сбору и публикации статистической информации о состоянии строительной сферы. Нет сомнений, что сбор всех этих сведений полезен, только не очень понятно, для кого конкретно он полезен, и какой будет КПД у такой системы?

То, что это колоссальные трудозатраты и для членов СРО, и для работников СРО – понятно и так. То, что новая система ляжет дополнительной тяжелой финансовой ношей на членов СРО – сомнений не вызывает. Обращаем внимание, что приведённый раздел 8 – это всего лишь десятая часть общего объёма стандарта 5.4-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов». При этом данный раздел даже не затрагивает самих функций контроля, а сам этот стандарт – примерно десятая часть от всех предполагаемых НОСТРОЙ стандартов деятельности СРО.

Фактически, каждая, отдельно взятая СРО, становится не только небольшим министерством строительства, но и одновременно и налоговым ведомством, так как учитывает финансы, годовые обороты. Не вызывает сомнений, что при выполнении всех требований этого стандарта, хотя их может быть в сто раз больше, поскольку, как уже сказано, этот стандарт вероятно будет далеко не единственным, что определённая доля полезности от его появления для отрасли возникнет. Нет сомнений, что так будут выявлены фирмы однодневки и фирмы, которые ориентированы на выполнение нескольких заказов, а вовсе не созданы для того, чтобы долгие годы честно трудиться в строительной сфере. Но может оказаться, что цена выявления таких фирм будет чрезмерной, а значение новой системы для экономики страны – не очень существенным.

. Приглашаем всех представителей профессионального сообщества к обсуждению этой публикации на нашем форуме!

СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов»

Проект раздела № 8 «Мониторинг деятельности членов саморегулируемой организации» стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018
 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.